Задайте нам свой вопрос,
и мы обязательно ответим
Отправить
Главная/Пресс-центр/Новости компании/Минэкономики вписало рентабельность инвестпроектов в тарифное регулирование.
Меню

Минэкономики вписало рентабельность инвестпроектов в тарифное регулирование.

3 Декабря 2018 Минэкономики по поручению первого вице-премьера Антона Силуанова переработало и направило в его секретариат законопроект ФАС о тарифном регулировании, подтвердили “Ъ” в Белом доме. В версии министерства документ существенно сокращен, содержит описание общих идеологических подходов к вопросам тарифного регулирования и не затрагивает деталей отраслевой ценовой политики.

Минэкономики по поручению первого вице-премьера Антона Силуанова переработало и направило в его секретариат законопроект ФАС о тарифном регулировании, подтвердили “Ъ” в Белом доме. В версии министерства документ существенно сокращен, содержит описание общих идеологических подходов к вопросам тарифного регулирования и не затрагивает деталей отраслевой ценовой политики. Напомним, внесения до 1января 2019 года в Госдуму нового законопроекта о тарифах требует указ президента,утвердивший Национальный план развития конкуренции, чего активно добивалсяглава ФАС Игорь Артемьев. Однако тарифный проект самой ФАС вызвал массовые возражения рынков и ведомств и был внесен службой в правительство 8 ноября с возражениями – основные сводились как раз к вмешательству ФАС в дела отраслей. Минэкономики, переписавшее проект ФАС, среди принципов регулирования цен перечисляет баланс интересов сетей и потребителей (у последних будет право блокировать
решения о повышении тарифа выше уровня инфляции), обязательный учет в тарифах расходов на плановое обновление фондов монополий и обслуживание инфраструк-туры, учет рентабельности активов сетей на уровне 1-5% от их стоимости и раздельный учет рыночной доходности их инвестиций. Также ведомство настаивает на гарантиях сохранения за госмонополиями экономии от их операционной деятельности. Саму эту деятельность предлагается оценивать двумя методами – либо эталонным (метод сопо-ставимых рынков), либо комплексным аудитом расходов.
При установлении регулируемых цен предлагается исходить из расчета необходимой валовой выручки регулируемых организаций. Инвестпроекты же, претендующие на подключение к инфраструктурным сетям с регулируемыми ценами, предлагается раз-делить на те, которые могут рассчитывать на финансирование своего подключения за счет тарифной надбавки «для всех» (в ведомстве их описывают как инвестпроекты в интересах неопределенного круга лиц), – и проекты в интересах конкретных компаний. Последним придется заключать с сетями соглашения об инвестсоставляющей тарифа и плате за присоединение конкретно для проекта. По словам источника “Ъ” в ведом-стве, такой подход исключит из числа новых инвестпроектов неэффективные. «Если без тарифной надбавки для всех новый завод нерентабелен – не надо его строить», – гово-рит собеседник “Ъ”. «Если же от инвестпроекта ожидается бюджетный эффект – в рас-ширение сетей или субсидирование самой компании должен вкладываться бюджет. То же относится к территориям, где инвестор один (моногорода, крупные промышленные предприятия), – вопрос таких инвестиций должен решаться на уровне властей с учетом бюджетного и социального эффекта, но не за счет повышения тарифов». Отметим, что идеологически такой подход совпадает с реформой господдержки промышленности, инициированной вице-премьером Дмитрием Козаком – в ее рамках эффективность затрат государства на господдержку компаниям придется доказывать ростом экспорта и выпуска, – впрочем, оба документа готовились в подразделениях Минэкономики, ко-торые курирует замглавы ведомства Михаил Расстригин.
Отметим, что идея Минэкономики уже реализована, например, при подключении новых месторождений к системе «Транснефти» – инвестор в добычу платит повышенный ин-весттариф на прокачку по новому трубопроводу. В электросетях ситуация иная – там на рубеже 2000-2010-х годов был введен заявительный принцип, сети обязали расширять мощности для новых потребителей, а возврат инвестиций закладывается в общий тариф на передачу электроэнергии. Ранее расходы на техприсоединение возлагались на инве-стора – и иногда доступ к инфраструктуре оказывался дороже самого инвестпроекта. Сейчас инвестор платит за «последнюю милю» техприсоединения, крупные инвестпро-екты подключают по индивидуальному проекту, куда нередко включают расширение се-тей, пояснили в «Сообществе потребителей энергии» (лобби промышленных потребите-лей). Расширение сетей под техприсоединение небольших потребителей закладывается в общий тариф на передачу, но ранее монополии включали в индивидуальный платеж
мероприятия, не связанные с конкретным подключением, что приводило к злоупотреб-лениям и коррупции, говорят там. Критериев для разделения расходов на общие и ин-дивидуальные так и не появилось, возможности и стимулы для злоупотреблений не ис-чезли, поэтому возврат к полной оплате техприсоединения выглядит как шаг назад к сни-жению эффективности инфраструктуры, отметили в ассоциации.
Вводить новое тарифное регулирование в действие в Минэкономики предлагают с 1 июля 2020 года. До приведения отраслевых норм в соответствие с ним они «применя-ются в части, не противоречащей настоящему закону», при этом до 1 июля 2023 года вводится переходный период, в течение которого поэтапно перейти на тарифные ме-тоды сопоставимых рынков (эталонных расходов) и комплексной экспертизы расходов должны будут все без исключения отрасли.
Коммерсантъ, 03.12.2018